Введение

Каждый раз приезжая домой в Челябинск, и приходя в подшефный цирковой коллектив мне приходится заново рисовать возможные пирамиды пар, троек, четверок, обучать стойкам на руках. Все это повторялось и повторяется постоянно, так как исполнители часто меняются. Достигнув определенных результатов, уходят в цирк или прекращают заниматься. На их место приходят новые и их снова нужно обучать азам акробатики. Эта проблема не только в Челябинске. Хорошо, если в коллективе есть грамотный педагог, а чаще получается что на место ушедшего педагога, оформляется его ученик и продолжает работать сам еще недоучившийся. Это не везде так, но меняя города с гастрольным маршрутом цирка, и посещая цирковые коллективы, я встречал разные варианты.

На сегодняшний день сложилась ситуация что литературы по акробатике в продаже нет, а по художественной акробатике так и не было наверное. Акробатические пирамиды основа художественной акробатики освещались в печати в пятидесятых годах прошлого века.

В цирковых коллективах сегодня занимаются в основном девочки и их нужно чем-то занять. И художественная акробатика подходит лучше всего. Это издание не предназначено для спортивной акробатики, хотя преподаватели могут почерпнуть какие-то идеи из множества тех фотографий, которые размещены здесь

В основном это издание написано для Народных цирков, так как там с преподавателями трудновато. Поэтому, если увидите, что описываются элементарные упражнения, встаньте на место руководителя, который отработал всю жизнь жонглером в лучшем случае. Поэтому в этом учебном пособии описано, как научить детей стоять на руках, и какие пирамиды вообще существуют.

Начнем с термина «Художественная акробатика». Не ищите в Большой энциклопедии, там нет объяснения. В «Маленькой цирковой энциклопедии» есть термин «художественно акробатическая группа» это ближе всего. Я в этот термин объединил всю акробатику, которая использует пирамиды. А также стойки на руках на голове. Это в основном жанры цирковые. На основе этих элементов строятся цирковые номера.

Спортивная акробатика использует те же трюки и элементы, и во многом по трюкам превзошла цирковые номера. Но выступают они только на соревнованиях, и при переходе в цирк им приходится упрощать трюковой репертуар ввиду постоянных представлений. В цирковых номерах в основном используются переходы из одной пирамиды другую под музыку, создавая при этом художественный образ. Например: номер бронзовые скульптуры, а так же множество художественно акробатических женских троек и пар, работающих в цирке и на эстраде.

В этом издании будет в основном использоваться цирковая терминология. Она понятна и спортсменам.

Работая на манеже, и продолжая помогать в Народном цирке, мне пришлось столкнуться с отсутствием литературы помогающей руководителям народных цирков. Восполняя этот пробел, я уже выпустил малым тиражом учебное пособие по вольностоящей лестнице и теперь будет им в помощь это издание. Здесь я размещаю материал, как научиться стоять на руках и размещаю фото, как использовать стойки в групповых пирамидах, парах и тройках и объясняю, как стоять на вольностоящей лестнице.

Размещаю фото почти всех возможных пирамид пар и троек. Фото не всегда качественное, но главное, расположенное по принципу обучения: от простого к сложному. Я прошу не предъявлять претензий авторов фото и исполнителей трюков, которые на фотографиях. Это учебное пособие и Ваши трюки будут служить образцом исполнения. Ваши трюки взяты по причине их качественных фото, эти трюки исполняет большое количество исполнителей. А некоторые и в единственном исполнении, они будут служить тем идеалом, к которому нужно стремиться. Я не могу подписывать кто автор и исполнитель данных трюков ввиду того, что многие фото взяты из интернета и авторство их не известно. Я так же не буду описывать способы построения пирамид, так как это занимает много места и времени, и уже совсем не уважение тренеров они и сами разберутся, как собрать пирамиду. Считаю, что лучше один раз увидеть, что нужно сделать, чем читать и разбираться, как автор преподнесет исполнение трюка.

Выражаю благодарность Народным цирковым коллективам «Жар птица» рук. Казанцева Л.,  «Арлекино»  рук. Крупина Л. города Челябинска, цирк Миллениум В. Архипов г. Верхний Уфалей, А. Козусеву за помощь в сборе материала.