Обучение

Я опишу упражнения необходимые для обучения по принципу от простого к сложному. Если ученик будет разучивать их в этом порядке, он гарантированно научится уверенно стоять на катушке. Если он уже работает в этом жанре, я опишу для него, что ещё возможно исполнить на катушке для того, что бы, не изобретать велосипед, и это может подтолкнуть к освоению новых для себя трюков. Их можно разучивать в любом порядке в зависимости от способностей ученика.

Начать обучение проще всего у шведской стенки или у балетного станка, подойдет и спинка высокого стула. Ученик ставит катушку у шведской стенки, кладет на неё доску, ставит ноги на края доски, и держась за стенку заезжает на катушку. Необходимо слегка согнуть ноги и работая ими стараться держать катушку в середине доски. Для этого, когда катушка едет вправо нажимаем на левую сторону, когда влево нажимаем на правую сторону. Корпус не наклоняем и не прогибаемся, помним, что возможно придется на себе держать партнера или жонглировать и нужно держать себя непринуждённо. На освоение этого упражнения уйдёт немного времени, но нужно продолжать стоять у стенки пробуя другие упражнения. Например: присесть, сохраняя баланс, повернуться и стоять боком к шведской стенке. Затем пробуем стоять боком к стенке ноги вместе. Сохраняя катушку под стопами ног, потом пробуем встать на одну ногу и продолжать удерживать баланс. Встаем на одно колено, так же боком к стенке. При всех этих упражнениях продолжаем придерживаться за опору, постепенно ослабляя руки и затем отпуская их. У шведской стенки можно продолжать разучивать и другие упражнения, увеличивая количество катушек и усложняя баланс. Но в любом случае, когда описанные упражнения получаются уверенно, переходят на открытое пространство. Можно постелить по бокам маты, которые не будут лишними при падениях.

На открытом пространстве, необходимо, прежде всего, обучиться заходам на катушку. Их несколько. Первый это заезд сбоку, так же как вы заезжали у стенки. Второй и основной делается так, например, правая нога ставится на катушку, левая рука берётся за край с другой стороны, упирается краем ладони тем местом, где начинаются пальцы, и в таком положении начинается баланс, после чего вторая нога ставится на доску, выпрямляемся и стоим, сохраняя баланс. Надо сказать, что во время пока стоим на одной руке и ноге не нужно напрягаться. Необходимо так же в обратном порядке научится сходить с катушки. Это основной заход на две, и более катушки, а так же и сход с них, это нужно делать, как говорят с закрытыми глазами и с обеих ног. Выпрямляясь, держим спину ровно,  не горбатимся.

Одновременно с этим заходом учатся запрыгивать на катушку. Для этого  ставят доску на катушку, располагая её посредине и отпуская её, прыгают на доску, и пытаются сразу поймать баланс. Освоив несколько заходов на катушку, учимся поворачиваться кругом по пол оборота. Садиться на одно колено, на два, стоять боком, на двух ногах, на одной. Ходить на месте, запрыгивать в кольцо и вообще, возможно сделать до пятидесяти трюков только на одной катушке, думайте, развивайте фантазию.

Далее обучаются стоять на пирамиде из набора двух досок и катушек или на Z образной доске. Когда немного привыкли к высоте и научились безопасно спрыгивать с неё, пробуем стоять на одной катушке, катаясь вперёд-назад.

Затем пробуем встать на две катушки, рабочая внизу под вертикальной катушкой, затем рабочая вверху, на вертикальной катушке. Пробуем кататься и вперёд-назад на двух катушках. Освоив это упражнение, переходим к трём катушкам. Тут уже появляется высота и опасность падения. Надо научиться чувствовать тот момент, когда бороться дальше опасно и лучше раньше спрыгивать. Эти элементы, начиная с двух катушек то же поначалу лучше пробовать у шведской стенки. Спрыгивать, лучше отталкивая катушки вперед, так как видно куда приземляешься. Но и когда катушки вылетают в бок, безопасное приземление тоже нужно освоить. По началу падений очень много и нужно терпение чтобы не забросить эти катушки в дальний угол. Когда три катушки стали получаться начинают усложнять работу на одной. Дальше вообще трюки разучиваются одновременно несколько за репетицию. Не интересно всю репетицию стоять и падать, например с трёх катушек, когда можно чередовать трюки. Поэтому я напишу, какие трюки надо разучивать в этом периоде.

Можно пробовать прыжок  с поворотом на 180 градусов и на 360, но для этого предварительно учимся подпрыгивать на катушке, оставляя доску параллельно земле. Когда прыжок стал получаться высоким, переходим к пируэтам. Разучиваем прыжок с катушки назад на пол, и сразу же обратно на катушку. Если прыжки получаются хорошо можно отрепетировать прыжки со скакалкой. Скакалка закручивается справа потом слева, как бы работая веслами на байдарке, и выждав момент, прыгаем через скакалку.  Продолжаем крутить так же и снова ждем момент. Когда это всё происходит быстро, в темп, то очень красиво. Можно прыгать через палку держа её в двух руках. Есть ещё такой оригинальный прыжок на катушку: прыгая на катушку, носками ног цепляем доску, стоящую на катушке, она переворачивается, а вы приходите на неё после переворота (своровано у скейтбордистов) Подобный трюк делается так, ставится катушка, вы стоите рядом, кладёте край доски себе на носки ног, и прыгая доску, подбрасываете она переворачивается на катушку и вы приходите сверху. Ещё один заход делается так, стоите около катушки, доска в руках вы её бросаете на катушку, подкручивая вперёд, и одновременно прыгаете на эту доску успевая встать на неё. Егор Дорощенок устанавливает доску на край пьедестала, так, чтобы она немного висела и, делая прыжок с пола на катушку стоящую на пьедестале, цепляет носками ног доску, она переворачивается, делая сальто на катушку, и он приземляется сразу под баланс. Иногда используют прыжки, для захода на пьедестал по катушкам, стоящим на ступеньках. Для этого делаются петли на доске, вставляются туда ноги, и, прыгая мы переносим доску с катушки на следующую катушку, стоящую выше. Для начала попрыгайте по спортзалу с катушки на катушку. Это и полезно и увлекательно.

Начинают учиться пролазить сквозь кольца, через одно или через два. Делается это не сложно, просто не спешите, делайте все аккуратно. В начале, попробуйте всё  это на полу, потом перенесёте на катушку. Кольцо вначале просовывается под стопу, под носок ноги, потом вес переносим на носок и кольцо свободно. Пролазим через него и снимаем с другой стороны вначале под пятку, потом поднимая носок ноги, освобождаем кольцо. Сложность только в том, что всё это нужно проделывать в положении полуприседа. Для усложнения можно делать то же самое с двумя кольцами навстречу друг другу. В дальнейшем этот трюк можно делать на трёх и даже на пяти катушках.

После освоения трюков с кольцами можно осваивать подъём на более высокую пирамиду из досок и катушек (вместо катушек ставят и другие предметы). Этот вариант  используется для удлинения номера. Встают на катушку исполнителю подают, например стаканы, он их устанавливает, кладет следующую доску и снова устанавливает стаканы, и так пять шесть досок. На мой взгляд, долго и нудно, но встречается очень часто. Для ускорения процесса ставят скамейки до восьми штук. Тут надо отметить, что с каждой новой скамейкой увеличивается высота и меняется баланс. С третьей скамейки и выше баланс почти не меняется. Есть ещё такой трюк, исполнитель берёт ещё одну доску, и, прыгая, бросает её на основную, закручивая её вперёд, затем берёт ещё одну и снова в прыжке подбрасывает под ноги доску, и так до пяти досок. Можно укрепить на доске лестницу и подниматься на торцы этой лестницы, на которых имеются площадки для ног. Надо отметить, что для данного приспособления доску делают длиннее. Некоторые артисты делают лестницу съёмную, а это создаёт дополнительные трудности при падении, хотя есть и удобства не нужно возить с собой ещё одну доску с лестницей.

Если ученик умеет хорошо стоять на руках и освоил то, что описано выше, можно уже пробовать встать на руки на катушке. Выход в стойку делают и толчком, и жимом. Но если ученик умеет жать стойку у него она пойдет быстрее. Руки для стойки ставят по-разному, кто-то просто кладёт их на доску чуть шире плеч, а кто-то берётся за торцы доски. При втором варианте можно сделать пол фляка на катушку сразу в стойку, доску при этом держим в руках и прыгаем с ней.  При обучении стойке на руках на катушке маты стелятся со всех сторон, потому что, падение возможно в любую сторону. Стойка обычно немного в предносе и чаще в разножке, особенно в начале обучения. После освоения стойки можно сделать курбет на катушке. В дальнейшем хорошо освоив стойку на катушке, к доске крепят трости и стойку делают на них. Делается стойка и на трёх катушках, и ещё добавляют вращение. Когда делается жим на трёх катушках, руки должны быть мягкими, ноги в разножке. Стойка на катушке это уже серьёзный трюк и тот, кто решил этому жанру посвятить всего себя, обязан освоить этот трюк. Некоторые мастера в стойке крутят ногами сигару. Для акробатов можно предложить к освоению заднее сальто на сход с катушки, чаще ещё и с пьедестала. А для эксцентриков «каскад»- выбивание катушки вправо или влево и падение, с приходом на спину на лопатки поднимая ноги повыше в складку. Первыми приходят руки и пассируют тело, затем плечи и потом ноги пружинят в складку. Во времена моей молодости этот трюк мне показал один старый артист на пьедестале. Можно падать и на бок, приземляясь вначале руками и грудью в перекат, и затем уже ноги. Вообще подготовленное и отрепетированное падение смотрится страшно, но не опасно.

Однако освоение длительное и можно одновременно начать осваивать четыре, и пять катушек. Для начала нужно поупражняться на двух рабочих стоящих друг на друге крестом. Это хорошая школа. Освоив эту пару легче стоять на пяти катушках. Когда начали обучаться пяти катушкам, обнаруживаете, что очень трудно подняться на них. Если пирамида получается высокая, можно заходить на неё встав на первую катушку или сделать специальную ступеньку. Делается она просто, к трубе с одной стороны приваривается площадка примерно 30х30 мм. С другой стороны  площадка достаточная чтобы на ней разместилась стопа, а высота подбирается удобной для того чтобы встать на пять или даже больше катушек. В нужный момент она подставляется и легко убирается ассистентом. Убирать нужно, потому что при падении она может сильно помешать. На пяти катушках можно стоять и без доски, сложно только встать на верхнюю катушку. Делается это так, правая рука держит за торец верхнюю катушку, левая нога встает на противоположный край и в таком положении начинаем поднимать правую ногу, балансируя левой ногой и правой рукой, теперь нужно поставить на место руки ногу. Поймав момент, быстро ставим ногу с пятки на носок, и одновременно убирая руку. Читается просто, но сделать гораздо труднее. Вы можете сказать "Автору легко писать пусть попробует сделать". Могу только подтвердить, что сделать трудно, тем более, что я сам прошёл большинство этих трюков и знаю это не понаслышке. Теперь же мне осталось только писать, а вам учиться на моих ошибках.

Теперь об усложнениях того, о чём уже написано. Запрыгивание сразу на катушки возможно с одной катушки до пяти. На катушке кроме всего сказанного исполняют трюки жонглирования, парной и групповой акробатики, эксцентрики, стоят на катушках на штейнтрапе, даже держат перш как плечевой, так и лобовой. То есть делают трюки двойного баланса. Тут нужно сказать, что все трюки двойного баланса, парной и групповой акробатики, да и жонглирования вначале разучиваются без катушки, и только после уверенного их исполнения встают на катушку. Самым простым вариантом двойного баланса можно научиться держать палочку на лбу стоя на катушке. Можно при этом ещё и жонглировать. Я не буду расписывать, какие комбинации кидают жонглеры на катушке, так как можно сказать коротко - все. То же можно сказать и о парной акробатике, не используются только вольтижные трюки, а все стойки мужской пары и трюки смешанной пары возможны на катушке. Встречаются целые номера смешанной пары, исполняемые на катушке.

Здесь можно лишь подсказать некоторые приемы по заходу на катушку и некоторые правила совместного баланса. Если вы встаете на катушку одновременно, для того чтобы стоять рядом бок о бок, то баланс почти не меняется, так же балансируете как будто вы один. Только обнимаете партнёра поначалу покрепче и стоите больше на той ноге, которая в середине доски, а балансируют ноги стоящие на краю доски. А если вы берете партнера на колени, на плечи и т.д. то весь баланс осуществляете вы. Верхний партнёр должен работать внимательно и никуда вас не заваливать и не мешать балансу. Если вы находитесь на высоте, например на лестнице, укреплённой на доске и вам надо поднять партнера на плечи, то делайте так. Партнер встаёт к вам спиной, вы наклоняетесь, берёте партнёра за подмышки или за талию, там, где позволит высота. Партнёр берётся за ваши руки и прыгает вверх, вы, выпрямляясь, ставите его ногами на ваши ноги. Затем берёте партнёра за талию, он слегка прыгает, и вы усаживаете его на плечи. Далее он встаёт левой ногой на вашу согнутую левую руку и, держась правой рукой за вашу правую руку, встаёт на плечи. Или просто темпом опираясь на руки партнера, сразу встаёт на плечи. Так я в свое время поднимал жену, и она вставала на моей голове узкоручку. Так же можно поднимать партнёра на пять катушек. Партнёр при этом старается держать ноги мягкими и не мешать балансу. На одну катушку можно сразу поднять партнера на плечи, А также заходить на плечи можно и сзади.

На пяти катушках есть оригинальный трюк, рядом с исполнителем стоящим на пяти катушках ставится ещё одна, сбоку, и исполнитель переезжает стоя на пяти катушках на эту новую катушку. Еще один оригинальный трюк, исполнитель, стоя на трёх катушках без доски вставляет в торец катушки приспособление вроде ступеньки, затем в эту ступеньку вставляет ещё одну, наподобие веток у дерева и так вставляет пять ступенек и одновременно поднимается на них. Были в цирке и групповые номера на катушках, но как то они не прижились. Есть оригинальные номера в Китае, там зародился трюк с длинной доской. Исполняется он так, на катушку ставят длинную до полутора метров доску исполнитель стоит на катушке на одном конце, а на другой кладут чашечки, и исполнитель забрасывает их к себе на голову, подбрасывая их доской. А так же сложнейший трюк на трех катушках. Три катушки обыкновенные, но исполнитель, стоя на них, берёт на прямые руки доску, на которой второй артист, встаёт стойку на трёх катушках, и делается пируэт.

Ну вот пожалуй и всё, что нужно знать, для того что бы научиться работать на катушке. Остальное зависит от вашей фантазии и упорства, дерзайте и всё получится.