Парные трюки

Приступать к освоению парных трюков нужно только освоив несколько сольных. Все парные трюки, как то: узкоручка на голове партнера, стойка на одной руке и копфштейн, практически все, что хотите показать на лестнице, нужно вначале освоить на полу. Это понятно и без моих напоминаний. Никто не учит стоять на голове партнера сразу на лестнице, это невозможно. И трюковой репертуар в большой степени зависит от возможностей верхних. Умеет ли он стоять на руках, или только умеет жонглировать. Есть ли у партнерши шпагаты и мягкая спина, или она только стоит прямые стойки. Все это учитываем при выборе трюков. Не целесообразно пытаться растянуть шпагат у партнерши, если ей уже за 20 лет, проще выбрать трюки без шпагатов, или взять другую партнершу.

Подбор партнеров имеет решающее значение для номера. Тут важны и взаимоотношения, и возможности, и моральные качества. В идеале нижний должен весить 65-80 кг, а верхний (верхняя) 40-50 кг. Лучшая разница в весе 25 кг. Если будет меньше, например 15 кг. То работать будет сложнее. Проверено на практике. Например, пока у меня партнерша весила до 50 кг, мы делали на лапах пируэт с затяжкой на голове, вес вырос, и мы стали падать чаще, чем проходить трюк.

Это конечно не аксиома, — китайцы делают и колонну из трех на лапах, но и у них к подбору партнеров подходят ответственно. Во всех парных трюках верхний должен использовать лонжу для страховки.

Начинаем обучение парным трюкам — с попытки подъема с партнером на плечах на лестницу. Для этого нужно верхнему партнеру встать на плечи нижнему так, чтобы колени были соединены, пятки тоже, опираться нижнему на голову и не наклоняться вперед. Нижний должен слегка поднимать плечи — это облегчает работу верхнего партнера. 

Подъем на лестницу с партнером на плечах не очень сложный трюк, но требует сработанности партнеров. Для нижнего ничего нового в балансе не появляется, кроме того, что нужно при подъеме кроме себя балансировать и партнера. Мы исходим из того, что вы уже хорошо освоили сольные трюки, поэтому будем говорить о том, на что нужно обращать внимание при работе в паре.

Когда поднимаешься с партнером на лестницу необходимо подходить под верхнего партнера. Если он дал сильный упор на голову, не нужно ее поднимать, стараясь выдавить  его  обратно, просто  подойдите  вперед.  Если  ваш партнер убрал упор с головы, значит, он будет падать назад и нужно еще до падения, подойти назад под партнера. Все это нужно довести до автоматизма. Самые распространенные ошибки — это разведение ног у верхнего партнера, особенно к последним ступенькам. А у нижнего партнера — резкие подъемы на ступеньки и, при переступании верхней перекладины, — наклон вперед. Чтобы избежать этого, нужно подниматься мягко и нести партнера, как хрустальную вазу. Для партнера нужно создавать идеальные условия для выполнения трюков, это касается и верхнего и нижнего. Когда поднялись наверх и переступили через верхнюю перекладину, отпускаем руки от лестницы. Берем ноги верхнего партнера, поправляем их. Верхний партнер может переступить, встать удобней. После этого можно сделать пируэт и приступить к спуску спиной к лестнице.

Тут главная ошибка у нижнего партнера: он наклоняется вперёд и, верхний партнер, вынужденный согнуть ноги, давит на голову. В результате может быть падение. Я уже писал, что подъем и спуск должны быть с прямым корпусом, тогда верхнему партнеру будет легче стоять и, следовательно, будет меньше падений.

Освоив подъем и спуск можно приступать к акробатическим элементам, которые отрепетированы на полу. Для жонглеров приступать к перекидкам. Для начала обучения из акробатики можно предложить шпагат в руках, стойку в кистях, стойку на голове партнера — «узкоручку». Обучить держать партнера на голове, для этого жанра важно, так как увеличивается трюковой репертуар.

Начинают с двух ног. Из положения, стоя на плечах, вначале ставится одна нога на голову с таким расчетом, чтобы вторая нога встала рядом, и ноги стояли посередине головы. Руки верхнего партнера, при этом держатся за руки нижнего, а когда ноги встали на голову, и верхний партнер начал выпрямляться, нижний перехватывается за ноги верхнего. Естественно, все это пробуется вначале на полу и только после уверенного исполнения можно это делать на лестнице. При исполнении этого трюка, как и всех остальных трюков на голове нужно следить, чтобы всегда был передний упор, то есть вес партнера больше давит на переднюю часть головы нижнего. Основными ошибками нижних партнеров будет вытягивание головы вперед или сильное поднятие ее вверх. Необходимо держать голову прямо и даже чуточку назад. Подготовка нижнего исполнителя это самый ответственный момент, и очень важно научить его правильно выполнять все трюки. Вся работа зависит от него. Верхнего партнера поменять несложно, а нижний партнер умеющий стоять на лестнице редкость, потому что долго ее осваивать.

После освоения двух ног на голове, переходят к трюкам на одной ноге. Нога ставится посередине головы и так же на передний упор. В этом положении можно сделать арабеск, боковую или заднюю затяжку. Нижний при этом может сделать пируэт.

Затем учатся стоять «узкоручку». Вариантов ее исполнения много, например: у нас в номере она вначале исполнялась просто толчком — прямая стойка. Потом стали ее делать со шпагата в руках, жимом в стойку прогнувшись.

Артисты Когут делали «узкоручку», вставая на нее с боку. Получалась у партнерши стойка боком к зрителям и еще на ногах она крутила кольца. 

Стоят на голове и копфштейн. Выход в копфштейн имеет два варианта. Первый — лицом к лицу, второй - когда исполнители смотрят в разные стороны. На лестнице второй проще, нижний поднимает руки вверх, верхний упираясь на них, переворачивается и встает на голову на бублик. Держась за руки, находят баланс и отпускают руки.

Иностранцы почему-то все делают первый вариант, для этого им надо с плеч повернуться на 180 градусов и встать, проходя неэстетичную позу, в копфштейн. Но видно так им удобней.

Подниматься на лестницу с партнером можно, неся его на голове. Например, стоя на двух ногах, на одной, или в стойке на руках. Тут к обычным рекомендациям нужно добавить, что по мере поднятия на лестницу поднимается и точка, на которую смотрит нижний партнер. Это нужно для того чтобы  не  опускать голову  и  следовательно упор.  Кроме этого, нужно пройти первые две ступеньки как можно быстрее, но при этом мягко без рывков. Заносят и перш, правда, я видел это только у одного артиста. В группе — Wolf. Репетировать перш на вольностоящей лестнице начинают вначале с удержания простого баланса на лбу. Затем переходят на удержание перша с грузом, и только освоив этот вариант, пробуют с партнером. Но вначале все это репетируется на полу без лестницы.

Перш может быть плечевой или лобовой. На одном плече перш на лестнице невозможен. Подъем на лестницу иногда делают с различными приспособлениями. Например, Левицкий И. поднимался с колонной из трех на лестницу,  которая была на растяжках. На верху растяжки расслаблялись, и фиксация была на вольностоящей лестнице, затем растяжки натягивались, и он спускался вниз. Артист Курочкин А. поднимался с першем и колонной, используя трос, который цеплялся спереди и натягивался, получалась почти переходная лестница. Можно подниматься с першем и просто с поддержкой опытного и сильного партнера. Мы это делали на репетиции с артистом Раевым П. Так можно подниматься с любым трюком, но это уже будет переходная лестница. А на переходной лестнице все трюки исполнять значительно легче. Это другой жанр. Но это тоже трюк, и в зависимости от возможностей партнеров или от сценария номера возможно включение и таких подъёмов на лестницу.

Здесь  приведено всего несколько фотографий парных  трюков, их можно придумать еще много вариантов дерзайте все в ваших руках.