Рекомендации по организации и судейства цирковых конкурсов для любительских цирковых коллективов

В сборнике даны рекомендации по судейству на цирковых конкурсах.

Материалы сборника рекомендованы  организаторам, членам жюри и руководителям  цирковых коллективов.

Автор: Дворецкий Геннадий Александрович

 

Консультанты:

  • Жуматаев Рахимжан - старший специалист по цирковым жанрам Челябинского центра народного творчества, организатор конкурса «Сальто в будущее»;        
  • Андреев Богдан - руководитель общественного объединения диаболистов Ульяновской области «Vertax»;
  • Поляков Илья - жонглер организатор соревнований спортивного жонглирования;
  • Плащинская Тамара Александровна - артистка цирка (моноцикл).
  • Марат Рашитович  Ахметжанов - Вице-президент International Diadolo Association, почётный член Asia Diadolo Association. 
  • Ярослав Леонидович Согласов - цирковой артист один из основателей сообщества «Диаболо в России».

 

Актуальность данной работы назрела давно. Я постоянный член  жюри конкурса «Сальто в будущее», а также приглашают судить и другие конкурсы.  Работаю тренером по акробатике в Образцовом детском коллективе Челябинской области эстрадно-цирковой студии «Дебют» города Челябинска. Иногда выезжаю с детьми на различные конкурсы в качестве сопровождающего. Видел много слез детей, которых обделили наградами. Беседовал с  руководителями, которые недовольны решением жюри.

Мною написано учебное пособие по цирковым жанрам «Художественная акробатика», которое размещено в интернете. Опираясь на это пособие, решил попытаться создать единую базу «стоимости» различных трюков, исполняемых детьми в разных цирковых жанрах. Это должна быть коллективная работа. Я только попытаюсь сдвинуть все с «мертвой» точки. Понимаю, что берусь за почти непосильную задачу.

Решение данной проблемы вижу в создании единой системы ценностей (по примеру спортивных правил, спортивных разрядов).

Я советовался с мэтрами цирка, руководителями любительских цирковых коллективов - мнения разделились. Кто-то хочет оставить все как есть, утверждая, что искусство цирка не нуждается в подсчете баллов за сложность. Другие считают, что на конкурсе нужно учитывать сложность исполнения трюков, учитывая артистичность и имидж номера. Это и моё мнение, и оно подкрепляется общим положением дел в цирке. Сейчас в цирке пропадает трюк, его заменяют перьями и сложным светом. И зритель говорит, что цирк стал не интересен, смотреть не на что. А мы с Вами те люди, которые еще могут изменить положение дел, если будем стимулировать выпуск сложных трюков.

Иногда организаторы приглашают в жюри несколько режиссеров и балетмейстеров и одного циркового артиста, который знает, например, только воздушный жанр. Получается, что исполнители в других жанрах оцениваются по принципу - нравится, не нравится. Балетмейстеры оценивают колени и стопы у детей. В итоге получается, что сложные номера оценены хуже. Так пропадает интерес к сложным трюкам. Проще надеть костюмы лохматых собачек - и успех обеспечен. Носки  и колени - признак мастерства, но снимать за них я считаю надо не больше 0.5 балла. Надо учитывать, что это любительский конкурс, а участники - дети. Никто не против хорошей режиссуры в номере - это плюс.

Помимо сложности нужно учитывать и артистизм исполнителя. Хороший артист, с тремя булавами, может поставить публику «на уши».

Большая проблема - деление по возрастам. Нельзя включать в одну  категорию детей 9-15 лет. У них разные возможности. Предлагаю разделить на следующие возрастные категории: 5-7лет; 8-10 лет; 11-13 лет; 14-17лет; 18 и старше, и категорию «смешанная». Практика показывает, что самая большая категория 11-13 лет, она же и самая сложная по трюкам. 18 и старше предлагаю, поскольку редко, но встречается и такие воспитанники.

Идеальный вариант – разбить конкурс по жанрам, но их очень много, поэтому предлагаю следующие номинации:

  1. «Акробатика» (прыжковая, пары, тройки, пирамиды, эксцентрики, вольтиж, плечевая, подкидные доски, батуты, икарейские игры);
  2. «Жонглирование» (соло, группа, пои, девилстик (балибанс), диаболо, антипод);
  3. «Эквилибр ручной» (соло, группа);
  4. «Эквилибр» на аппаратах (катушки, лестницы, свободная проволока, моноцикл, гироскутер);

5.«Оригинальный жанр» (хула-хупы, ролики, скейтборды, пластика, клишник, джамперы, пилон, ренское колесо, колесо сира);

  1. «Дрессура» (голуби, собачки и д.р.);
  2. «Воздух» (полотна, ремни, кольца, бамбук, корде волан, корде-парель, петли, снаряды оригинальной конструкции);
  3. «Клоунада»;
  4. «Илюзия, манипуляция».

В каждой номинации и в возрастной категории должен быть один гран-при, который может и не присуждаться. При необходимости, решением жюри эту награду можно перевести в другую номинацию.

Примерная бальная таблица:

Возраст ная категория

Претендент

на

Гран-при

Лауреат

 

Дипломат

 

участник

1 степени

2 степени

3 степени

1 степени

2 степени

3 степени

5-7

Больше 5 баллов

5 баллов

4-5 баллов

3-4 балла

3
балла

2
балла


балл

 

8-10

Больше 9 баллов

9 баллов

8 баллов

7 баллов

6 баллов

5 баллов

4
балла

меньше 4 баллов

11-13

10 баллов

9-9.9 баллов

8-8.9 баллов

7-7.9 баллов

6-6.9 баллов

5-5.9 баллов

4-4.9 баллов

меньше 4 баллов

14-17

10 баллов

9-9.9 баллов

8-8.9 баллов

7-7.9 баллов

6-6.9 баллов

5-5.9 баллов

4-4.9 баллов

меньше 4 баллов

18 и старше

10 баллов

9-9.9 баллов

8-8.9 баллов

7-7.9 баллов

6-6.9 баллов

5-5.9 баллов

4-4.9 баллов

меньше 4 баллов

смешанная группа

10 баллов

9-9.9 баллов

8-8.9 баллов

7-7.9 баллов

6-6.9 баллов

5-5.9 баллов

4-4.9 баллов

 

меньше 4 баллов

 

Детей нужно готовить к тому, что они подготовлены, например, только к дипломатам, поскольку не умеют делать сложные трюки, которые высоко оцениваются. В спорте никто не плачет по причине того, что он получил 1 юношеский разряд, а не 1 взрослый.

Не могу остановиться еще на одной проблеме в судействе -  наличие в оценочных листах большого количества критериев для оценки номера. Яркий пример этому – фестиваль-конкурс детского художественного творчества «Хрустальная капель 2021» города Челябинска. В протоколах 19 критериев для оценки. Невозможно практически, оценить номер вживую, и успеть за время номера ещё и выставить 19 оценок.  Кроме того все эти второстепенные оценки забивают действительно важные баллы за сложность, за артистичность. Я считаю, что должны оцениваться: соответствие музыкального сопровождения образу номера и возрасту исполнителя, артистичность и профессионализм. При наличии уникального сочетания этих факторов оценка может значительно повыситься. Если работа неуверенная, грязная,  или просто механическое исполнение трюков, музыкальная незаконченность финала номера, отсутствие финального комплимента -оценка снижается. Рекомендую ставить одну оценку, учитывая всё выше сказанное. Предлагаю взять за основу положения федерации воздушной гимнастики и спортивной акробатики. Мы применяем её на конкурсе «Сальто в будущее».

Вторая проблема - сложно сравнивать различные жанры. Конечно, предлагаемая  и проверенная спортом система оценок, облегчит эту задачу. Без системы оценок невозможно сравнить, например, пластический этюд и хула-хуп, клоунаду и дрессуру, приходится полагаться и на реакцию публики, если конкурс вживую.

Оценочная система, которую будем разрабатывать, будет достаточно сложной для судей балетмейстеров и хореографов. Они должны ориентироваться на оценки цирковых специалистов и повышать или понижать оценку  на 0,5 балла за хореографию и постановку.

Для судей цирковых жанров хочу предложить упрощенную систему оценок, основанную на постепенном освоении жанра. Поясню на примере ручного эквилибра. Ребёнок вначале учится стоять на лопатках, затем на голове, затем на локтях, потом стойка на руках в полушпагате, затем прямая стойка, затем жим в прямую стойку. Далее фигурные стойки, потом одна рука, потом вторая рука, потом трюки на одной руке, потом вращение на одной руке. Можно этот процесс разделить по этапам. До прямой стойки - дипломаты. Прямая стойка - лауреат 3 степени,  жим и фигурные стойки - лауреат 2 степени, одна рука правая и левая, зубник- лауреат 1 степени. Сложные стойки на одной руке как то вращение, затяжка, вращение колец на ногах стоя на одной руке, это претендент на Гран-при. При этом необходимо для получения какой-нибудь степени нужно сделать 2-3 трюка данного уровня. Далее плюс или минус за артистизм,  кривые колени и хореографию, постановку по 0.5  балла  вот получили результат.  Короче, основным критерием оценки будет сложность репертуара.  Таким же образом я хочу расписать, по возможности, и другие жанры.  Но их такое множество, что я один это не осилю, поэтому если вы согласны с подобной схемой оценок, и считаете её необходимой, то прошу вашей помощи, так как одному её создать невозможно. Сейчас я сделаю только наброски и выложу все в сеть для обсуждения. Пишите ваши предложения на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.   

 

Не хочется  давать название различным пирамидам  и стойкам на руках, особенно исполняемых друг на друге. В каждом коллективе они называются по-своему. Чтобы не загружать информацией голову жюри терминами попробую все упростить.                  

И последнее, о наградах. Считаю, что в больших конкурсах нужно присваивать степень лауреата всем, кто достиг определённого уровня. Понимаю организаторов, трудно все учесть при проведении конкурса, хочется обойтись одним лауреатом в каждом жанре, чтобы не приобретать большое количество медалей и кубков.  Но старание, труд, мастерство и любовь детей к цирковому искусству  должны  быть вознаграждены.

 


Пирамиды Жонглирование соло Жонглирование групповое Смешанная пара Эквилибр на катушках Вольностоящая лестница Воздушное кольцо Дуэты в кольце Моноцикл Акробаты на роликах Хула-хупы Пластический этюд Полотна Дивилстик, дьявольские палочки Икарейские игры Эквилибр на руках Диаболо