Назначение, изготовление, размеры

Вольностоящая лестница — это обыкновенная лестница, чаще всего металлическая, на которой исполняют различные трюки артисты, балансируя на ней, как на ходулях.

Возникновение этого жанра связывают с трудовыми процессами, например со сбором фруктов. С этим я не могу согласиться по причине того, что стоять на голой земле на вольностоящей лестнице невозможно, поскольку сойки лестницы утонут в земле, а предположить, что под деревом постелен какой-нибудь горизонтальный помост — не реально. Предложить другую версию я не могу, поэтому остановимся на том, что этот жанр просто есть.

Вольностоящие лестницы могут иметь разные формы и размеры. В основном это зависит от возможностей артиста и от желания чем-то отличиться от исполнителей, имеющих стандартную лестницу.

Начнем со стандартной лестницы. Её размеры зависят от роста артиста, от размеров площадки, на которой планируется работа, от пола, на котором будет стоять лестница и от трюкового репертуара. Чаще всего артисты делают одну или две лестницы. Одну основную и вторую с лапами.

Лапы — это площадки, закрепленные на вершине лестницы. Они используются для жонглирования на самой вершине лестницы, или для исполнения акробатических элементов. А так же на них крутят хула-хуп, стоят на руках, прыгают с них сальто «на сход», прыгают на скакалке, делают прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. Можно придумать и много других трюков на лапах, но прежде чем тратить на это время прочитайте главу «Лишние трюки». Автором и другими артистами было опробовано множество трюков на лестнице и было отброшено масса трюков, которые оказались неисполнимыми, некрасивыми или очень опасными. Судить об этом вам, но предыдущее поколение от них отказались.

Основная лестница чаще всего универсальная, на ней делается вся основная работа. Размеры подбираются для каждого исполнителя свои. Базовые размеры установились такие: ширина по центрам боковых стоек — 50 см., шаг ступеней — 200 – 250 см., основная опорная ступенька на высоте — 180 см., верхняя перекладина зависит от расстояния, от подошвы до ямочки под коленом или над коленом. Для солистов лучше делать над коленом и стойки от верхней перекладины на длину, от кисти до локтя. Это позволит облегчить освоение  сложных переворотов.

Если планируется использование лестницы разными исполнителями, например в художественной самодеятельности, то можно сделать верхнюю ступеньку подвижной, но в любом случае при работе одного человека необходимо делать её постоянной и крепко приваренной на нужной высоте. Опорная ступенька делается и ниже и выше, чем выше от 180 см. тем сложнее стоять на ней, чем ниже, тем легче.

Лестницы делают из разных материалов: дерева и металлов: титана, нержавейки, дюралюминия и просто из водопроводных труб. Последний вариант, конечно, не лучший, но у всех разные возможности.

Нужно стремиться к наиболее легкому весу, но при этом прочность и жесткость имеют решающее значение. Деревянные лестницы самые непрочные, но и самые доступные, особенно в период обучения. В этот период много падений, много отказов от изучения этого жанра, по причине травм и неудач. Вначале имеет смысл сделать деревянную лестницу.

Я тоже начинал именно с деревянной, а потом со временем остановился на металлических лестницах из труб диаметром стойки 28 мм. Толщина стенки 1.5-2 мм. Ступенька диаметром 22 мм. Стенка 2 мм. Покрытие труб у меня никель, хотя хромирование предпочтительнее, хороши лестницы из тонкостенной нержавейки. Титан тоже хорош, но цена на него велика. Учить на таких лестницах не будешь, если она уже не готова.

Если делать деревянную лестницу для обучения, — не обязательно ступеньки врезать в боковые стойки, можно просто шурупами привернуть их, как у стремянки внахлест. Дерево выбирается без сучков. Для жесткости необходимо закрепить уголки в нижней и в верхней части лестницы, чтобы она дольше прослужила, а ступеньки сделать примерно 500x60х20 мм. Они, закрепленные на два шурупа с каждой стороны, так же будут препятствовать разбалтыванию лестницы. И наконец, лестницу нужно зачистить и зашкурить, чтобы избежать заноз и других мелких травм. Такие лестницы использовать можно только для обучения.

Для работы необходимо изготовить металлическую лестницу. При изготовлении необходимо проследить, чтобы при сварке лестницу не повело, то есть, чтобы не получился «пропеллер» или перекос ступенек. Это часто бывает при изготовлении лестниц из алюминиевых сплавов. Чтобы избежать этих ошибок, боковые стойки кладут на ровную плоскость и закрепляют. Затем прихватывают ступеньки сваркой и дают остыть. Потом переворачивают, прихватывают с другой стороны и опять дают остыть. После этого проверяют на параллельность и только тогда обваривают полностью. В принципе эти правила должны сварщики знать, но на практике была испорчена не одна лестница, пока я сам не стал следить за процессом сварки.

После сварки лестницу обычно режут пополам, вставляют в одну половину втулки, закрепляют их той же сваркой. Это делается для возможности разборки лестниц и более компактной перевозки для работы в разных цирках и сценах. Неразборную лестницу целесообразно делать, если она не превышает 1 м. 70 см. В противном случае могут возникнуть проблемы в самолетах и поездах. В заключении лестницу обрабатывают напильником, полируют и делают гальваническое покрытие, за исключением лестниц из нержавейки и  алюминиевых сплавов, их просто полируют. На низ лестницы одеваются резиновые накостыльники, что бы предотвратить скольжение, предварительно вставив заглушку в торец лестницы, чтобы не резало резину. Наверху тоже  делается приспособление для рук типа расширения или просто заглушка, чтобы не резало руки.

Подобным образом делают и лестницу для лап. Она обычно делается ниже, хотя бывают и высокие лестницы, это уже сам исполнитель решает, что он будет на ней делать. Тут только нужно предупредить, что для лап не рекомендуется лестница из алюминиевых сплавов, так как часто лопается стойка у места сварки последней ступеньки, поскольку она подвергается значительным ударам при падениях. Конструкция лап и крепление их к лестнице  разные. Чаще всего это площадка достаточная только чтобы поместилась нога, но делают и различные приспособления на них, например, для вставления в них металлических тростей и лестниц. Обычно лапы делают из металла, они имеют приспособление  для вставления их в трубу лестницы, или,  наоборот, на трубу и фиксатор, чтобы не крутились. Проще всего закреплять их болтами, но если в работе одна лестница, то лапы делают съёмные.

Разбирать, как изготовляются  фигурные лестницы, нет необходимости, так как это сугубо индивидуально и делается в единственном экземпляре. Просто приведу примеры их внешнего вида:

  1. Z-образные. А-образные. X-образные. Фигурные.
  2. Наподобие перша, имеют сверху обычные две ступеньки и внизу обычные стойки, как у лестницы, между ними толстая труба. Общее правило всех фигурных лестниц - внизу обычные стойки, а верх может быть различным.
  3. Делают лестницы с укороченными верхними стойками, для трюков жонглирования и различных трюков, при которых длинные стойки мешают.
  4. Делают пространство между верхними ступеньками больше, для пролезания между ними, так же между всеми ступеньками, для этих же целей.
  5. Делают лестницы с неровными боковыми стойками. Артист Когут делал вместо ступенек кольца.

В общем можно придумывать много вариантов утяжеляющих лестницу и придающих ей необычную форму. Способ удержания баланса при этом не изменится.