Лишние трюки

Лишними я назвал те трюки, которые артисты придумывали, делали реквизит, репетировали, а потом оказывалось, что этот трюк или невозможен в этом составе или вообще невозможен. Иногда трюк идет очень неуверенно, или он не вписался в сценарий номера. А время потерянно. И чтобы вы сами решили, репетировать этот трюк или нет, я опишу ряд трюков, на которые не стоит тратить время. И в тоже время вы проследите, какие трюки придумывались, и может, это натолкнет вас на новые варианты.

Начну с трюков, над которыми я бился еще в Народном цирке. Я однажды прочитал у Баумана, что артист Генейко на вольностоящей лестнице стоял на катушке. Я умел стоять и на катушке, и на лестнице и, естественно, попытался повторить этот трюк. Испробовал все возможные варианты, делал разные катушки, разные лестницы. А оказалось, что у Генейко лестница крепилась неподвижно на доске. Я повторил этот трюк, но в работу он тоже не пошел. Я держал на катушке, на лестнице партнершу, которая стояла у меня в стойке на руках на моей голове. После исполнения стойки мне подавали вольностоящую лестницу, и я переходил с катушки на нее. И это смешение жанров никак не вписывалось в нашу работу, — пришлось отказаться.

Репетировал я заносить на лестницу партнера, стоящего у меня, на особом приспособлении, на катушке. Приспособление выглядело, как плечевой перш, только короткий, с площадкой для катушки. Упиралось приспособление мне на голову, и за счет этого упора я пытался занести партнера. В общем, заносить было не особо сложно, но как только партнер вставал на катушку, все валилось.

Уже спустя много лет я увидел, как китаец делает трюк на трех катушках, держит партнера наверху, стоящего тоже на трех катушках. И подумал, что на моём приспособлении можно было бы удержать партнера стоящего на трех катушках, потому что в этом случае при помощи рук можно держать именно такую пирамиду. Но в то время не было такого партнера под рукой, и сама мысль об этом не возникла.

Репетировали мы трюк на двух лестницах, стоя друг к другу лицом, держали шест, на котором в середине ставилась лестница, и на нее поднималась партнерша. Трюк оказался нам не по силам, потому что в сторону подойти невозможно, а ширина лестницы не позволяла уверенно подбирать лестницу, которая была под балансом.

Подобный трюк делали Курочкины. Только на шесте крепился корд де волан, на котором партнерша крутилась. В группе Вольф делают подобный вариант, но на приспособлении типа двух шестов, закрепленных между собой. На этом приспособлении два партнера держат трех человек. Один стоит в стойке на руках, а партнерша висит на шее, в ногах держит еще одну партнершу, и обе крутятся. Тут сложность для стоящих на лестнице только в удержании веса партнеров.

Репетировался мною и такой трюк: на лапах я ставил на колени еще одну лестницу и держал на ней вес 40 кг. Но дальше репетиций с весом дело не пошло. Причина в сложном падении.

Репетировал трюк перш на лапах. Это вообще показатель ненужных трюков. Я отрепетировал с весом и перешел к репетициям с партнершей. Репетиция была на пьедестале. Я сделал 5-6 попыток, но как только партнерша поднималась к вершине перша, — мы падали. Как я выкручивался при падении, — до сих пор не знаю, видимо сказалось акробатическая подготовка (второй разряд по прыжкам).

Нашу репетицию смотрел один человек, который работал с нами около года. Он выразил удивление, почему я в работе не падаю, а в репетиции все валится. Он даже не обратил внимания, что делается перш на лапах, а не на простой лестнице. То есть риск нисколько не оправдывался. Зрительно мы делали перш, а на какой лестнице — даже цирковой человек не заметил.

Артист Сильченко делал трюк «колесо на лестнице». Было сделано приспособление на лестницу, на котором можно было сделать «колесо» — акробатический элемент. Но аппарат был громоздкий и не доработан замок, который фиксировал его и не давал вращаться произвольно. Трюк был отрепетирован, но не вошел в работу из-за сложностей в механике, и некуда было его вставить в эксцентрический номер.

Многие артисты отказались от  подъема на лестницу, с партнершей на голове, стоящей в одной ноге, в одной руке и т.д., так как этот трюк не ценится зрителем. Зритель видит этот трюк, когда он исполнен наверху, а подъем может оценить только профессионал.

З. Черняускасом, а затем и мною был отрепетирован трюк: заход с першем по двум лестницам и переход на одну, но оба отказались по причине невозможности повторить трюк в случае завала. Слишком много сил отнимал подъем по двум лестницам и последующий переход на одну.

Артист Левицкий в цирковом училище отрепетировал трюк: заход с колонной на лестницу-перш (фигурная лестница) с помощью 4 растяжек. После подъема на лестницу растяжки ослаблялись, и трюк фиксировался на вольностоящей лестнице. Затем они снова натягивались, и колонна спускалась вниз. Вся эта механика очень мешала, и много завалов было по ее вине. Поэтому после выпуска этот трюк выбросили.

Были у меня и другие несбывшиеся идеи, например: я, собирался переходить между пьедесталами по двум рельсам, опираясь на них первой ступенькой. Идея заключалась в том, что сойти с рельсов невозможно, а зрительно интересно. Потом была идея — с першём спуститься с лестницы и пьедестала по двум канатам.

Репетировался трюк, когда верхний стоит на лапах, второй партнер стоит на первой ступеньке, верхний прыгает поворот на 180 градусов. То же самое пробовалось на небольшой площадке, но для работы этот трюк был не нужен, и все это осталось на уровне невыполненных желаний. Был опробован  вариант коромысла, на концах которого на тросах, висели качели, и в идеале нужно было с ними делать пируэты. Но, оказалось, что малейшее раскачивание качелей передавалось наверх, и партнер просто сбрасывался  с лестницы.