Подъем на лестницу

Осваивать вольностоящую лестницу лучше всего у стенки. Этого требует  безопасность ученика и окружающих. Удобнее начинать обучение со второй ступеньки, так легче раскачивать лестницу. Но в дальнейшем все равно придётся уделить время для освоения первой ступеньки.

Встаём  лицом к стене, располагаем  руки немного выше лица с таким расчетом, чтобы встав на нужную ступеньку, руки оказались на уровне груди. Ставим носок правой или левой ноги на первую или вторую ступеньку на край, ближе к стойке. Вторую ногу нужно будет поставить вплотную к другой стойке и сразу же надо раскачивать лестницу  вправо-влево и обратно, переступая при этом, вперед или назад, стараясь сохранить равновесие. Расстояние от лестницы до груди примерно ширина ладони.

Принцип сохранения баланса; куда падаешь — туда идешь, такой же, как на ходулях, только ноги здесь связаны лестницей, и это создает значительные сложности. При начале падения вперед нужно сделать шаг или два вперед, при этом нельзя выпрямлять руки. Это самая распространённая ошибка начинающих, они начинают быстро шагать и отпускают от себя лестницу. В начале обучения приходится часто опираться на стену при падении вперед, это нормально и безопасно, отталкиваемся от неё и продолжаем искать баланс. На освоение первой, для себя, ступеньки уходит довольно много времени и это тот рубеж, на котором останавливается большинство начинающих. Нужно следить за тем, что бы руки, не брали на себя всю работу по поиску баланса, наоборот нужно достичь того, чтобы только ноги, переступая, ловили баланс. Конечно, это достигается не сразу, а в основном, уже поднявшись на последнюю ступеньку. Однако следить за этим нужно сразу, потом будет легче отпустить руки.

Можно при освоении первых ступенек пытаться ходить вперед и назад, при этом нужно обеспечить безопасность окружающим и помнить всегда: лестница аппарат непредсказуемый и падает даже у мастеров этого жанра. Для заинтересованности учеников можно устраивать соревнование кто дальше пройдет. При освоении этого трюка нужно помнить, что при падении вперед необходимо выставлять вперед ногу сбоку, правую или левую это не существенно, но только не между ступеньками лестницы, — это чревато травмой.

Когда ученик сможет стоять на нижней ступеньке, можно переходить к освоению следующей. Для этого выбирают момент, когда лестница стоит относительно устойчиво, и делают быстрый шаг на одну ступеньку вверх, не прекращая покачивать лестницу. Это не сложно! Только преодолеть страх высоты! Ученик обычно при этом отпускает от себя лестницу и наклоняется, или наоборот прогибается и прижимает к себе лестницу. Это ошибочно! На лестнице стоять нужно всегда ровно, без наклонов вперед и назад.

Чем выше поднимается ученик, тем легче сохранять баланс. Однако страх падения мешает очень сильно, поэтому времени на освоение практически каждой ступеньки, кроме первой, затрачивается одинаково.

Начиная с 4 ступеньки, способ падения меняется. Теперь спрыгивать вперед придется через одну из сторон. Время на падение увеличивается, и можно спокойно, при потере баланса, спрыгнуть через сторону вперед, не отпуская при этом лестницу из рук. При падении назад ученик просто спрыгивает с лестницы. Таким же образом осваиваются и остальные ступеньки. Обратите внимание, что при освоении последних двух ступенек руки уже располагаются ниже уровня груди. Баланс при этом ловится только ногами, а руками нужно лишь удерживать лестницу около колен.

Освоив подъём на 4 - 5 ступеньку лестницы спереди приступают к обучению подъему спиной к лестнице. Исходное положение спиной к лестнице, находящейся около стены. Руки при этом вначале немного согнуты и держат лестницу с таким расчетом, чтобы встав на первую ступеньку, — выпрямиться. Подъем на лестницу спиной сложнее, чем лицом к лестнице.

Тут нужно, раскачивая лестницу, не наклоняться вперед и не тащить её за собой, и не отпускать её от себя назад. Нужно держать расстояние от лестницы до корпуса, как и при подъёме спереди, примерно в ширину ладони. Руки только удерживают лестницу около тела, а ноги ищут баланс. При падении назад необходимо выставить ногу сбоку лестницы назад, удерживая лестницу и практически держась за неё.

Подъем на следующую ступеньку возможен только после освоения первой и так далее. Стена при этом очень помогает, так как не надо каждый раз начинать с подъёма на ступеньку, а оттолкнувшись от стены, можно продолжать стоять на лестнице.

С подъемом выше 2-3 ступеньки падение назад усложняется, так как надо при начале падения повернуться  и спрыгнуть в сторону падения. И чем выше подъем, тем спокойнее надо поворачиваться, не суетиться. Нужно видеть место приземления и стараться прыгать на две ноги. Прыгать на одну ногу очень опасно, возможны травмы колена и стопы.

Конечно, можно продолжать стоять спиной к стене, и не обучаться падению, но это хорошо на начальном этапе. В дальнейшем необходимо на открытой площадке  научиться падать, это основа безопасного овладения сложных трюков. В этом жанре освоение каждой ступеньки, каждого поворота начинается с падения. Сложность этого жанра в бесконечных, по началу, падениях. Хорошо если ученик обладает акробатической подготовкой, это даст ему возможность применить акробатические навыки на лестнице и расширит его трюковой репертуар.

Освоив подъем на лестницу спиной, хотя бы до половины, и при этом, научившись подниматься доверху лицом к лестнице, — учатся переступать верхнюю перекладину. Переступание делается любой ногой, которой будет удобно стоять впереди. Большинство переступают правой ногой. Это основная позиция. Ноги держат верхнюю перекладину лестницы точно под корпусом. Тело прямое. Руки поначалу держат лестницу, помогают ногам и задача при этом полностью передать баланс ногам. Только ноги должны работать, а руки освобождаются для исполнения различных трюков.

Падение при таком расположении ног заключается в быстром переступании ноги в сторону падения. Например: при падении вперед руки берутся за лестницу, нога, стоящая сзади, переносится вперед, ученик садится на верхнюю перекладину и в таком положении безопасно спускается на пол. Главное не суетиться, высота позволяет сделать это спокойно. Бывают случаи, когда ученик не успеет перенести ногу через перекладину. В таком случае руки берут лестницу, а задняя нога переносится в сторону, и в таком положении вместе с лестницей падаем в низ, стараясь встать на две ноги.

При падении назад руки берут лестницу, нога переносится назад и прыгаем с самого верха вниз, что очень неприятно. Удар при этом зависит от высоты лестницы и от высоты пьедестала. Пробовать съехать вместе с лестницей не стоит. Так как трудно координировать приземление, надежней спрыгнуть, есть время подумать.

Самые сложные падения, когда лестница сходит с пьедестала. Начинается вращение. Очень сложно приземлиться на две ноги, так как к полу (манежу) лестница подлетает уже на ребро или на спину относительно исполнителя, а исполнитель при этом должен постараться встать, все-таки на две ноги или перейти на кульбит (кувырок). Но до этого еще далеко, поэтому нужно учиться, очень уверенно стоять на верхней ступеньке.

Вы заметили, что я много внимания уделяю падению с лестницы, это основа безопасности и прежде чем научиться стоять на лестнице нужно научиться падать с неё. Только после этого появится уверенность и желание осваивать новые трюки. Среднее время на освоение подъема на лестницу около месяца.