Сольные трюки на лестнице

Освоив подъемы и спуски, переходят к освоению различных трюков. Самый первый — это отпустить руки от лестницы и развести их в разные стороны. Поначалу выполнять это простое дело очень страшно. Но после нескольких попыток, которые лучше сделать на лонже, все отпускают руки, не считая это трюком. Это основное положение для стояния на лестнице и исполнения различных трюков, поэтому нужно следить за положением корпуса и ног. Ошибки при этом заключаются в сгибании ног и в наклоне вперед, этого нужно избегать. Ровное положение корпуса и ног залог дальнейших успехов в этом жанре.

Далее пробуем исполнить медленный пируэт вместе с лестницей. Исходное положение основное, перекладина между ног, руки в стороны. Для его исполнения — одна нога движется назад, другая вперед, при этом нужно следить за тем, чтобы оставаться на одном месте. Репетировать нужно повороты в обе стороны.

Затем репетируется ходьба, вперед и назад, находясь, на верху лестницы. Это нужно для повышения уверенности в своих силах, руки при этом не работают, лучше, если они так же будут разведены в стороны. Эти простые упражнения можно усложнить, проходя между бутылками которые стоят на расстоянии 40 см. друг от друга. Сложность этого трюка в том, что нужно проходить боком, а это достигается комбинацией шагов в таком порядке: правая вперед левая вперед, правая назад левая назад, снова в том же порядке и так до полного прохождения между бутылками. Этот трюк необходим для дальнейшей работы с балансом.

Следующим трюком можно отрепетировать поворот артиста на верхней ступеньке на 180 градусов. Для этого нужно вначале потренироваться переступать верхнюю перекладину другой ногой. И после уверенного исполнения и отпускания рук в этом положении, можно приступать к повороту. Делается это так: левая нога передвигается на середину ступеньки, а правая ставится на ее место с поворотом стопы на носок, корпус поворачивается на 180 градусов, левая нога встает на свое место. Этот трюк можно исполнить и без помощи рук, но вначале  держимся  руками. Необходимо освоить и наклонную поверхность. Боком к наклону стоять невозможно, а вот подняться и спуститься, нужно репетировать. Это достигается очень быстрыми и мелкими шагами. Таким образом, чтобы наклон лестницы в бок с каждым шагом был минимальным. Следующим по сложности трюком изучается поворот артиста на нижних ступеньках лестницы на 180 градусов. Он исполняется обычно с одновременным подъёмом на следующую ступеньку, хотя можно и не подниматься. Исходное положение: стоя на первой ступеньке лицом к лестнице, можно для облегчения, на 3-й ступеньке. Начинается поворот с левой руки, она перехватывается под правую руку и почти одновременно с ней левая нога ставится выше на одну ступеньку напротив правой ноги, встаёт на ступеньку выше, напротив правой ноги, на пятку. Далее быстро правая нога ставится на ступеньку выше, на пятку, на место левой ноги, и поднимаемся на эту ступеньку с поворотом на 180 градусов. Правая рука перехватывается за другую стойку. Получился поворот с подъемом на одну ступеньку (фото 1).

Затем делается второй поворот, из положения спиной к лестнице. Начинается с ноги. Правая нога ставится ближе к левой ноге, левая рука перехватывается выше правой руки, и левая нога ставится на ступеньку выше, на место правой ноги, быстро поднимаемся на неё с поворотом на 180 градусов. Правая нога встаёт на своё место и правая рука тоже.

В этих поворотах нет особой опасности, особенно если выполняются около стены. Ошибки — это наклон вперед во время поворота. Это сразу приводит к потере баланса, и, как следствие, падению вперед. Это не опасно на первых ступеньках. Эти повороты делаются обычно снизу доверху, а на верхних ступеньках уже не так безопасно. Особенно, на последней ступеньке, — тут нужно будет при повороте наклониться немного над лестницей. В любом случае падение сверху уже отрепетированное не опасно, нужно только следить чтобы, никто не подходил близко.

Подобный трюк, вернее комбинация этих трюков, делается сразу. Оба этих трюка делаются одним темпом, — на каждый шаг, поднимаемся на одну ступеньку, и поворот получается на 360 градусов. Ошибка общая для этих трюков — наклон вперед. Разучивать удобнее около стенки. Подобно подъёму с поворотом на 180 градусов можно опускаться также с поворотом на 180 градусов. При этом вместо подъёма нужно ногу ставить вниз, а техника идентична. Вообще нужно иметь в виду, что здесь даётся только общая техника для выполнения данного трюка, но каждый исполнитель вносит своё, и исполнение одного и того же трюка может сильно отличаться у разных исполнителей.   

Следующий трюк, необходимый для обучения, — это перешагивание через бок лестницы (фото 2а, 2б,). Его тоже легче разучивать на третьей ступеньке, но в работе обычно идут с первой до последней ступеньки, поэтому начинаем с первой. Исходное положение лицом к лестнице. В момент относительно спокойный переносим левую ногу на середину ступеньки, правая нога выносится в сторону от лестницы, и в этот момент делаем резкий рывок с разворотом лестницы боком к себе, так чтобы правая рука с лестницей переместилась к левому плечу. Правая нога ставится на вторую ступеньку противоположной стороны лестницы, левая рука перехватывается на место правой, а правая рука на место левой. Это движение делается быстро и в таком порядке как написано. Получился трюк с подъемом на одну ступеньку. Так обычно поднимаются до верха. Этот трюк по желанию можно разучить в обе стороны и при подъёме чередовать вправо-влево, получается эффектно. Этот трюк тоже делается и с подъёмом и со спуском.  Можно делать этот трюк и без подъема, но это не очень удобно для исполнения. Этот трюк делает очень большое количество исполнителей и техника может отличаться от описанного здесь. Как вариант перешагивания, возможно перепрыгивание через бок, смотрите  (Фото 3).

Следующий трюк,— это перешагивание перекладины с поворотом на 180 градусов. Держимся за концы лестницы, левая нога встает на середину ступеньки, а правая переступает перекладину с поворотом на 180 градусов и встает на место левой. Перехватываем руки и быстро переносим левую ногу через перекладину. Вроде все просто, но поработать лучше с лонжей. Из простых трюков можно освоить балансирование без рук на верхней ступеньке стоя спереди перекладины или  сзади.  Трюк выполняется одинаково. Из исходного положения, стоя на последней ступеньке лицом к лестнице наклоняемся немного над ней, так чтобы перекладина надавила на колени, и отпускаем руки. Этот трюк просто нужно делать внимательно он не сложный, но лестница может вылететь из под ног. Вначале руки держите около стоек для страховки, а когда почувствуете, что лестница хорошо держится ногами, разведете руки в стороны.

Следующая группа трюков — это трюки с вращением лестницы. Исполняются на первой или второй ступеньке. Чаще всего делают оборот на одной ноге на первой ступеньке, для этого одна нога ставится на ступеньку, а второй ногой делаем толчок и закручиваем лестницу в сторону опорной ноги. Можно исполнить трюк с вращением лестницы подобный перешагиванию. Исполняется на последней ступеньке следующим образом. Руки берутся за вершины лестницы с перекрестным хватом, делается прыжок, руки в это время, рывком вращают лестницу на 180 градусов в исходное состояние, а ногами делается перешагивание и остаемся на последней ступеньке.

Красиво смотрится трюк с постоянным вращением. Делается это на второй ступеньке, можно пробовать и выше, но это сложнее. В относительно спокойный момент делаем рывок лестницы назад левой или правой стойкой лестницы делается пол оборота, и теперь рывок вперед другой стойкой для поддержания вращения, затем повторяется первое движение. И так можно вращаться достаточно долго, если поймать темп. В какую сторону закручивать решать вам. Этот трюк можно исполнять на сцене или манеже. Смотреть в YouTube исполнителя Власова В. Или  набрать в YouTube «novembre09 ladder» желательно это видео посмотреть всем — все сложные трюки за  две с половиной минуты.   Там это вращение заканчивается эффектным полным пируэтом на одной ножке. Естественно этот трюк возможен на сцене или на всем манеже, а на пьедестале места не хватит. Еще один вариант связанный с вращением это пируэт на одной ножке на второй ступеньке. Из исходного положения лицом к лестнице на второй ступеньке, отводим правую ногу назад    для замаха, быстро приставляем ее на место и делаем рывок влево, встаем на левую стойку (ножку) и делаем полный пируэт.  Тут все просто и не опасно. Только держите лестницу поближе к себе и не наклоняйтесь.

Следующий простой по описанию и сложный по исполнению трюк — это пируэт с лестницей на последней ступеньке. Обучение только на лонже, исполнение только на полу или невысокой площадке. Исходное положение основное — перекладина между ног, руки в стороны (фото 4).

Делаем резкий поворот корпуса с руками в удобную сторону, мне например, было удобно вправо, переносим вес на правую ногу, левую стойку лестницы отрываем от земли и резко закручиваем лестницу вправо, стараясь обогнать корпус. После поворота лестницы на 360 градусов левую стойку лестницы прижимаем к земле и восстанавливаем равновесие.

Трюк очень красивый, но и опасный. Опасностей здесь немного, но они существенные. Первая опасность в сильной закрутке лестницы и бесконтрольном вращении, вторая в сильном рывке вбок и падение именно вбок. Поэтому первые занятия нужно делать на лонже. Надо соразмерить рывок руками, надо найти точку, куда смотреть, и научиться тормозить вращение, если трюк начат неправильно. В любой момент, когда чувствуете, что крутка не та, прижимаете левую стойку лестницы к полу и останавливаете вращение, после этого спрыгиваете с лестницы любым удобным в данный момент способом. Корпус не должен сгибаться вперед, ну а назад и не получится, страх не даст. Поначалу пируэт может быть не полный, но при постоянных репетициях он начинает получаться красиво.

Еще один трюк, связанный с вращением — это быстрый подъем на лестницу во время вращения лестницы. Хорошо исполняет этот трюк Наврузов, у него невысокая лестница и это конечно легче, чем на высокой лестнице. На высокой лестнице, наверное, и не получится. Этот трюк не стопроцентный. Нужно пробовать и, если у вас есть талант, то и этот тюк вам покорится. Заключается он в том, что делается рывок с закручиванием лестницы, и во время вращения необходимо забежать на верхнюю ступеньку. Этот трюк требует многих репетиций и встечается гораздо реже чем все приведенные ранее трюки. Ноги при забегании наверх ставятся ближе к стойке на которой идет вращение. При потере равновесия ипользуются прыжки на одной — двух ножках, ну, а если не удержались спрыгиваем вниз, падать уже умеем. Для начала чаще всего забегают на одну две ступеньки и со временем добираются до верха.

Теперь рассмотрим трюки с пролазом в «окно» то есть между верхней перекладиной и последней ступенькой. Если подобных трюков много в номере, то целесообразно сделать перекладину выше колена. Пролаз делают и из положения спиной к лестнице, и из положения лицом к лестнице, и сверху, и снизу. Начнем из положения лицом к лестнице, вариант сверху начинается как на (фото 5). Поднимаемся до положения, когда последняя ступенька находится на уровне коленей, переносим правую ногу через ступеньку «в окно» лестницы и ставим  её на ту же ступеньку, на которой стоим, с другой стороны. Сгибаемся и переносим вторую ногу внутрь в «окно», продвигаем колени туда же. Затем ноги опускаются ниже, и мы, по мере спускания ниже по ступенькам прогибаемся, а потом и вовсе переходим на другую сторону лестницы в положение спиной к лестнице. Положение, когда мы пролезли только наполовину, очень опасно в случае падения назад. В этом случае нужно спрыгнуть внутрь, желательно с поворотом лицом к лестнице. Это достигается так: в момент спрыгивания вы держитесь одной рукой за стойку, а вторую руку проносите на другую сторону в «окно» и хватаетесь за ту же стойку, ноги при этом желательно поставить шире лестницы. Это падение нужно освоить с помощником специально, так как неумение выкручиваться в пролазе может дорого обойтись вам. Мало того, что вы не освоите остальные пролазы из-за страха, — это может вселить неуверенность в своих силах и будет тормозить освоение других трюков. Я уже говорил, что прежде чем научиться стоять, нужно научиться падать, это относится ко всем трюкам на вольностоящей лестнице. Прежде всего, нужно освоить падения, которые возможны во время исполнения трюка. И вначале обязательно просить, чтобы вас страховали. Это уже потом, когда вы освоите большинство известных трюков, вы сможете осваивать новые варианты трюков без страховки. Но именно тогда вы будете себя оберегать больше, чем в начале обучения.

Второй пролаз можно осваивать из того же положения, в котором вы оказались после первого. Начинать нужно с положения, когда голова будет на уровне перекладины. Просовываете руки вверх на другую сторону, беретесь за верх стойки и просовываете голову, затем поднимаетесь на ступеньку выше, прогибаетесь, и продолжаете подниматься, пока не появится возможность перенести ноги поочередно на другую сторону. Этот пролаз дается легче, особенно после освоения первого. Как вариант (фото 5а). 

Еще один пролаз делается из положения лицом к лестнице. Делается он снизу, но просовывается в окно вначале голова, То есть вы поднимаетесь вверх, пока голова не поравняется с перекладиной, просовываете голову в «окно» и продолжаете подниматься, просовываете руки, поднимаетесь выше, пока перекладина не упрется в поясницу. Здесь можно развести   руки   в   стороны,  показывая,   что   вы   руками    не балансируете. Затем прогибаетесь, проносите в окно таз и потом, когда появится возможность, поочередно ноги. При падении вперед нужно выскользнуть обратно, поставив ноги шире, делается это быстро и в общем-то безопасно.

Есть еще пролаз сверху из положения спиной к лестнице. Находясь на верхней перекладине, начинаем спускаться вниз до момента, когда колени окажутся на уровне последней ступеньки, после чего переносим ноги поочередно назад в «окно» и начинаем спуск вниз до полного  пролаза. Этот вариант еще делают с поворотом. То есть, когда колени находятся на   уровне последней  ступеньки, просовывается  в «окно» левая нога  с поворотом   корпуса влево и ставится на пятку, потом просовывается вторая нога, и уже полностью поворачиваемся в положение спиной к лестнице. Продолжаем пролаз вниз, тем же способом, который мы разучили раньше. Другой вариант с поворотом на фото 5.  Вообще в пролазах много вариантов. Например, такой вариант пролаза. Из исходного положения, стоя на последней ступеньке спиной к лестнице, я исполнял обрыв под верхнюю перекладину. Делается это так: крепко зажимаем руками стойки лестницы и прыгаем вниз в «окно» под перекладину, практически на живот, на мгновение задерживаемся на нем, пока ноги не встали на ступеньку, и быстро вылезаем из «окна». Своеобразный пролаз моментального исполнения. Трюк исполняется очень быстро и эффектно.  Исполнить его конечно не просто, есть ряд сложностей. Первое это страх прыгнуть в окно, который надо перебороть. Второе, нужно уметь безопасно и быстро выскальзывать из «окна» во время падения. Опасность в исполнении заключается еще и в том, что большой палец может зацепиться за верхнюю перекладину, и происходит отрыв руки от стойки, и естественно попадаешь ребром на ступеньку, а это перелом ребра или сильный ушиб. Этот трюк до сегодняшнего дня я не видел ни у кого, и поэтому считаю его своим изобретением. Хотя конечно это не гарантирует, что кто-то его не исполнял раньше или не повторил теперь. Я его делал с 1977 г.

Когда освоены пролазы, разберем переворот вокруг верхней перекладины. Основное положение для переворота бывает нескольких видов. В идеале он начинается с пролаза спиной к лестнице, просовывается голова и плечи в «окно», руки просовываются под перекладину и берутся за стойки или за вершины стоек. Получается своеобразный рычаг, держась за который можно перевернуть тело вокруг перекладины и встать на ступеньку с другой стороны. Для этого делается мах ногами и переворот, как на перекладине. Можно также начинать с пролаза сверху, вариантов много. (фото 6, 6а, 8).

Опасности особой нет, если не успеваешь докрутить, и падаешь назад, то просто спрыгиваешь. Если падаешь вперед, все равно нужно докручивать, и получится спрыгивание уже у земли, но лицом к ней и достаточно высоко, чтобы спрыгнуть.

При условии, конечно, что трюк выполняется быстро,  и не  передумывая. Делают этот переворот и другими способами. Из положения спиной к лестнице просто берутся за перекладину и делают переворот, как на турнике. Так же можно браться за стойки с другой стороны, выше перекладины. Но это уже варианты, исполнитель сам выбирает, что ему легче и безопасней.

Переворот вокруг верхней перекладины делается и вперед. Руки при этом имеют два возможных хвата, один за вершины стоек, другой просто за перекладину.  Из положения, лежа на животе или как на фото 7, беремся руками удобным для вас хватом и ныряем головой вперед в «окно» делаем оборот и приходим в положение «сидя» на последней ступеньке в «окне». С этого положения можно в темп сделать оборот вокруг верхней перекладины назад. ( фото 8).

Следующий трюк проще, это перепрыгивание через верхнюю перекладину. Исполняется из положения, стоя лицом к лестнице на последней ступеньке. Кладем руки на концы лестницы, упираемся на них, и перепрыгиваем через перекладину, перенося ноги поочередно. Сразу же прыгаем назад обратно и так несколько раз.

Для этого трюка стойки лестницы должны быть выше, примерно метр от последней ступеньки и верхняя перекладина под колено. Трюк смотрится, если перепрыгивания идут в темп несколько раз. Он исполняется легче, если у исполнителя сильные руки, потому что во время исполнения почти висишь на них. Опасность в этом трюке в том, что иногда ноги цепляются за перекладину, и создаётся опасность падения. Поэтому нужно крепко держаться за концы лестницы. Для профилактики можно повисеть в упоре на концах лестницы в положении «одна нога впереди, другая сзади». Это упражнение делается для подкачки рук. Следующий опасный момент при перепрыгивании — это удар голенью по верхней перекладине, и в результате травма кожи и надкостницы, для избегания этого, при репетиции, лучше использовать футбольные или другие щитки.

Артист Виктор Сильченко исполнял такой трюк из положения «стоя спиной к лестнице на последней ступеньке». Он цеплялся руками и подколенками за перекладину, нырял в «окно» головой вперед, делал полный оборот и затем отпускал руки, падал спиной назад, хватался руками за ступеньку и спрыгивал ногами на землю. Этот трюк я ни у кого, кроме него, не видел. Это уже авторский трюк, и как он его покорил, знает только он. Можно отрепетировать его по частям, есть такой трюк, в положении, когда ноги находятся внутри «окна», в начале «пролаза», отпускаем руки, и, цепляясь подколенками за последнюю ступеньку, откидываемся назад-вниз, руки при этом перехватываются выше на уровне колен. Быстро вытаскиваем ноги из «окна» и делаем курбет на пол. Это подготовка к такому же обрыву с самого верха. Руки могут браться за ступеньку ниже головы, опираться на пол, это уже как удобней будет, все зависит от высоты лестницы. Опасность здесь в том, что возможно зацепления носками ног верхней перекладины. Чтобы этого избежать, необходимо выносить ноги из «окна» согнутыми, а затем, резко их выпрямлять и делать движение называемое курбет (фото 9). Отдельно репетируем оборот вперед на лонже.

Есть еще  трюк, когда исполнитель стоит на лестнице лицом в боковую сторону. Баланс в таком положении неудобен поначалу, но в дальнейшем можно даже закидывать тарелочки на голову, жонглировать и танцевать (фото 10). 

Исходное положение — стоя наверху лестницы. Если вы переступаете правой ногой верхнюю ступеньку, то повернем левую ступню влево и поставим пятку на ступеньку, а корпус повернем влево на 90 градусов. Вначале помогаем себе руками, стараясь все-таки балансировать больше ногами, затем отпускаем руки и пробуем устоять в этом положении. Из положения «сбоку от лестницы» можно делать быстрый подъем наверх. Ноги при этом ставятся с двух сторон. Правая ставится справа, а левая на левую сторону. При этом в момент перед потерей баланса лестницу поворачивают в обычное положение и ловят баланс привычным способом, иногда даже применяя прыжок с лестницей. (Фото 11). Для эксцентриков на лестнице можно предложить такие трюки: сидеть на перекладине без помощи рук, лежать в позе «ласточки". Петр Раев висел несколько секунд, зацепившись за стойки лестницы, при помощи специально сшитой жилетки. Он спускался спиной к лестнице вниз, стойки лестницы входили под мышки в жилетку и он повисал на ней. (Фото 12).

Теперь рассмотрим сходы с лестницы с помощью сальто. Их несколько. Первый и самый простой — это заднее сальто назад через лестницу. Делается из положения «спиной к лестнице». Находясь в положении, когда верхняя перекладина находится на уровне поясницы, беремся руками за вершины стоек и начинаем падать назад. Откидываемся корпусом назад и, повисая на руках, сгибаем ноги, прокручиваемся до момента, когда уже видно землю, отпускаем руки и приземляемся на ноги. Предварительное упражнение — это из виса на кольцах перевернуться назад. Получается такое же сальто. Это сальто можно выполнять и прогнувшись, нужно только добавить сильный мах прямыми ногами. Если  упражнение выполнено правильно, то исполнитель может сам поймать лестницу после сальто. (Фото 13)

Второй по сложности прыжок — это переворот вперед через перекладину с помощью рук. Делается из положения «лицом к лестнице верхняя перекладина на уровне живота». Наклоняемся вперед вниз через лестницу, беремся руками за стойки, начинаем падение вперед и махом двух ног переворачиваемся через лестницу вперед на ноги. Техника исполнения идентичная акробатическому перевороту вперед с рук (фото 14). Лестницу обычно подхватывает помощник.

Следующий прыжок: заднее сальто с верхней, или немного ниже, ступеньки (фото 15). Это сальто редко используется из-за неудобного исполнения. Нужно, находясь на последней ступеньке начать падение назад и в определенный момент сделать мах руками назад и, оттолкнувшись от лестницы, сделать группированное сальто. Сложность в том, что во время маха руками лестница уже начинает двигаться от исполнителя и, во время толчка ногами, может вообще не предоставить опоры. Разница по времени после отпускания рук и толчка ногами минимальна, но этого хватит, чтобы лестница улетела из-под ног. Кроме того есть риск зацепиться носками ног за верхнюю перекладину если прыгаешь с последней ступеньки. Все это причины непопулярности данного прыжка, но иногда его делают.

Следующие трюки — это подъем с балансом на лбу. Очень трудные, но от этого они только привлекательней. Начать можно с любого предварительно освоенного баланса. Обычно это простая палка или трубка. Берем лестницу, держим ее одной рукой. Второй рукой, ставим на лоб баланс и пытаемся вначале просто устоять около лестницы. Обычно тянет назад. Но нужно это перебороть и постоять подольше внизу не спеша подниматься на лестницу. Тут нужно чувство свободы. Хорошо для этого подняться с балансом на тугую лестницу, которую держит помощник или на шведскую стенку. Тогда вам будет легче ориентироваться на вольностоящей лестнице. Освоив это упражнение, пытаемся встать на первую ступеньку  с балансом на лбу.  Обычные ошибки при этом — это прогиб назад или наклон вперед. Чтобы избегать этого, нужно вначале поставить лестницу нижней ступенькой вплотную к ноге. Тогда при первом шаге тело будет двигаться точно вверх, и, следовательно, баланс тоже. На верхних ступеньках нужно следить, чтобы лестница была, почти прижата к ногам тогда будет легче переступить перекладину. Баланс ловится исключительно ногами, руки только держат лестницу, на расстоянии одной или двух ладоней от корпуса. Это касается общего баланса на лестнице, при этом нужно еще удержать на лбу баланс который удерживается при помощи шеи. Забегая вперед, отметим, что и подниматься с партнером на голове нужно соблюдая эти рекомендации. Если планируете занести перш на лестницу, тогда шею лучше держать неподвижно, а подбирать баланс корпусом. Артист Бондаренко А. заносил наверх мяч, который он бил головой. Этот трюк я видел только у него. Заносят и облегченные балансы, типа пера, цветка  или шарика.