Муниципальное образование
г.Усть-Катав
(Челябинская область)
Симбирские купцы и промышленники Иван Борисович Твердышев и его зять
Иван Семенович Мясников, разведав богатое Бакальское месторождение
железных руд, основали в 1758 году в Уфимском уезде Оренбургской
губернии при впадении реки Катав (на башкирском языке "катай" - быстрая
река) в реку Юрюзань Усть-Катавский молотовый завод. После смерти
владельцев завод достался дочери Мясникова Екатерине Козицкой, а затем -
её дочери, в замужестве княгине Белосельской-Белозерской, которая весной
1899 года продала завод Бельгийскому Южно-Уральскому анонимному
металлургическому Обществу, которое организовало на нём производство
железнодорожных и трамвайных вагонов. В годы Гражданской войны
Усть-Катавский завод был разрушен и восставлен только в 1925 году. В
1922 году при упразднении Уфимской губернии Катав-Ивановская и
Усть-Катавская волости Уфимского уезда были присоединены к
Златоустовскому уезду Челябинской губернии, который после создания в
1923 году Уральской области был преобразован в Златоустовский округ.
После раздела в 1934 году Уральской области на Свердловскую и
Челябинскую области, в 1935 году в составе Челябинской области был
создан Катавский район с центром в Катав-Ивановске. С 1937 года на
Усть-Катавском заводе был возобновлен выпуск трамвайных вагонов, по
выпуску которых завод занимал ведущее место в СССР. В годы Великой
Отечественной войны на Усть-Катавском заводе был впервые начат выпуск
снарядов для гвардейских реактивных минометов БМ-13 "Катюша" 28 августа
1942 года заводской посёлок Усть-Катав получил статус города районного
подчинения в составе Катавского района. В 1954 году в районе горы Шихан
было открыто крупное Шиханское железорудное месторождение. 12 января
1965 года в границах бывшего Катавского района был образован
Катав-Ивановский район В декабре 1979 года г.Усть-Катав с прилегающей
территорией и несколькими селами был выделен из Катав-Ивановского района
в самостоятельную административно-территориальную единицу Челябинской
области. В 1997 году было создано муниципальное образование "Город
Усть-Катав", в состав которого вошли г.Усть-Катав, поселки городского
типа Вязовая и Малый Бердяш, поселки железнодорожных станций Усть-Катав
и Минка, села Минка и Тюбеляс, села Верхняя Лука, Владыкино, Кочкари,
Сулуяновский и деревня Вергаза.
В 1998 году был конкурс по созданию герба, по итогам которого лучшим
был признан проект Ларисы Мигдал (г.Усть-Катав), который 10 июня 1998
года был утвержден решением № 21 Собрания депутатов г.Усть-Катав гербом
города с официальным описанием:
"Герб города Усть-Катава представляет собой
изображение, обрамлённое золотистым контуром в виде традиционного
Российского щита с тремя уступами в виде короны в верхней части, в
середине которого изображено очертание горы Шихан белого цвета в
золотистом обрамлении, которая является географической особенностью
города. Белый цвет также символизирует один из цветов флага Российской
Федерации. Остальная часть изображения разделена на 4 части:
- верхняя красная часть в золотистом обрамлении символизирует истоки
становления города, в начальный период которого центральной улицей была
улица Красная, а также - один из цветов флага Российской Федерации;
- правая и нижняя голубые части изображения отражают суть названия
города, стоящего у устья реки Катав, впадающей в реку Юрюзань, а также
один из цветов флага Российской Федерации. На правой голубой части
изображения (в нижней её части) изображены молот с наковальней золотого
цвета, символизирующие промышленный характер города, зародившегося
совместно с железоделательным заводом, который в настоящее время
превратился в крупный вагоностроительный завод - единственное
градообразующее предприятие города;
- левая красная часть изображения, которая символизирует красоту
окружающей город природы (красное - красивое), стойкость и мужество
жителей города в период его становления и развития. На фоне левой
красной части, в её середине, изображена лань (косуля), в её нижней
части - ель золотистого цвета, являющиеся символами, отражающими обилие
на территории муниципального образования лесов и животных".
К сожалению, в гербе не нашлось места для символического отражения
трамвайного производства, которое с конца XIX века отличало Усть-Катав
от тысяч других российских городов. Не было найдено его и в новой версии
герба, доработанного на основе герба 1998 года Союзом геральдистов
России во главе с К.Ф.Мочёновым, утвержденного 14 ноября 2002 года
решением № 33 Собрания депутатов г.Усть-Катава и внесенного в
Государственный геральдический регистр Российской Федерации за № 1114 с
официальным описанием:
"В рассечённом червленью (красным) и лазурью (синим,
голубым) поле золотая обернувшаяся лань с ветвистыми рогами, скачущая
влево над серебряной фигурой, справа образованной половиной шатра, а
слева - половиной остроконечного холма и стоящей на лазоревой
оконечности, в которой - золотой, перетянутый червлёными скрепами и
прикрепленный ими к длинной, возникающей слева рукояти молот, ударяющий
о слиток того же металла, положенный на таковую же выходящую снизу,
посредине оконечности, наковальню".
Серебряная фигура повторяет силуэт горы Шихан.
С любезного разрешения К.Ф.Мочёнова использованы
материалы книги: К.Ф.Мочёнов, Г.А.Туник, "Официальные символы
Челябинской области и муниципальных образований", Челябинск, 2004
По данным сайта http://www.hrono.ru